Воскресенье, 05.05.2024, 08:35
ОГОУ НПО ПУ №40
Меню сайта

Программа "Здоровье"


..

ПРОГРАММА

«ШКОЛА  ЗДОРОВЬЯ» ОГОУ НПО ПУ № 40 г. Южа, Ивановской области

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье подрастающего поколения – важнейший показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростов и молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы, именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшую тревогу и опасения. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральными и региональными законами «Об образовании», «Семейным кодексом Российской Федерации», «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и отражены в концепции модернизации российского образования.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного, психологического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни.

В современном научном понимании показателями здоровья молодого поколения являются:

·        Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);

·        Гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;

·        Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (поступление в другие образовательные учреждения, отличия занятий в училище и др.);

·        Высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься умственным трудом);

·        Отсутствие болезней в течение города либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.

Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддерживанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально- профессиональных функций.

Здоровье – категория не только педагогическая, но и социальная, оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека в семье, в детском саду, в школе, в других образовательных учреждениях, в целом – социуме.  На образование ложится, помимо прочих, задача сохранения и развития физического, психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Биологическая реакция организма учащегося 1-го курса зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Характерно, что эти показатели по истечении обучения в училище не уменьшаются, а остаются на прежнем уровне.

            Образовательная среда – понятие комплексное. В него входит все, что окружает учащегося в училище: новый коллектив, здание, оборудование, рабочая мебель, освещенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объём дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с педагогами и сверстниками.

Многие параметры образовательной среды строго регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья учащихся.

Концептуальные основы

Созданию программы предшествовал анализ причин, обуславливающих отсутствие здоровья у учащихся училища. Можно выделить три группы причин:

1-я – организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывают неблагоприятное воздействие, как на физическое, так и на психическое здоровье учащихся (интенсивный поток информации; большой объём знаний; большая загруженность дополнительными занятиями; нарушение процесса адаптации к новым условиям; различное проявление критических периодов развития у молодых людей и др.).

2-я – образовательные учреждения в явно недостаточной степени решают свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки молодых людей по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на низком уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия.

3-я – не менее важной группой причин в современных образовательных учреждениях - это здоровье самих педагогов. Для реализации своей главной профессиональной цели (формирование здорового человека) педагог сам должен обладать достаточно высоким уровнем здоровья.

Профессиональное здоровье педагога – способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности преподавателя во всех условиях профессиональной деятельности.

Учитель -  представитель стрессогенной профессии – нуждается в реабилитации.

Переход на формирование в учебном заведении здорового человека требует совершенствования существующих форм управления педагогической деятельностью учителя. Необходимо научить педагогов умениям ставить и решать оздоровительные задачи, планировать и применять педагогические средства, необходимые не только для формирования знаний и умений, но и достаточные, чтобы стимулировать обучающихся к здоровому образу жизни, вносить коррективы в обучение, позволяющие добиться более высокого оздоровительного результата.

Но ещё в большей степени учителю необходимо заботиться о собственном здоровье как главном факторе повышения этой ценности в социкультурном пространстве учебного заведения.

Вся вышеприведённая печальная статистика говорит о том, что нужна реальная продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

На сегодняшний день, очевидно, что каждой учебное заведение должно стать «Учреждением здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Цель программы:

Создание целостной системы, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов; формирование мотивации здорового образа жизни у  учащихся; активное использование межведомственного взаимодействия в расширении образовательной среды.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

·        Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровью учащихся и педагогов;

·        Пропаганда здорового образа жизни;

·        Воспитание потребности вести здоровый образ жизни, формирование культуры здоровья;

·        Практическое овладение здоровьесберегающими технологиями;

·        Просвещение, педагогов, учащихся и их родителей в вопросах сохранения здоровья;

·        Формирование негативного общественного мнения в ученическом коллективе к алкоголизации, наркотизации общества.

Участники программы:

- учащиеся;

- педагоги;

- медицинская сестра;

- врач – подростковый, закрепленный за училищем;

- врач – нарколог;

- родители;

- работники районной библиотеки;

- работники районной спортивной базы;

- работники отдела по делам молодёжи и спорта;

- инспектор ПДН;

- секретарь КДН;

- администрация училища;

- технический персонал.

Управление:

* Общее руководство реализации, координации, контроля программы за директором училища и его заместителями по УВР, УПР, УМР, АХЧ;  за руководителем физического воспитания училища.

Программа включает в себя следующие основные направления:

  1. Медико-профилактическая работа.
  2. Психологическое здоровье.
  3. Социальное здоровье.
  4. Физкультурно-спортивная деятельность.
  5. Охрана труда и здоровья участников образовательного процесса.
  6. Пропаганда здорового образа жизни.
  7.  Профилактическая работа по предупреждению вредных привычек.
  8. Работа факультатива «Полезная практика».
  9. Материально-техническая база.

Механизм реализации:

  • Принятие данной программы к реализации педагогическим советом училища, общим родительским собранием, общим собранием учащихся;
  • Организация проведения информационно-практического бока с учащимися, родителями, педагогами;
  • Планирование училищем коллективно-творческих дел по реализации активно - деятельностного направления программы;
  • Повышение квалификации педагогов, направленных на приобретение специальных знаний и умений для реализации программы.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание Центра содействия по укреплению здоровья участников образовательного процесса, созданию безопасных условий жизнедеятельности обучающихся и охране труда работников училища.
  2. Формирование образовательной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья физического, психического, социального и формирующей способность к творчеству.
  3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся.
  4. Уменьшение количества учащихся, склонных к вредным привычкам.
  5. Стимулирование повышения внимания учащихся и их родителей к вопросам здорового образа жизни.
  6. Укрепление взаимодействия с социумом города.
  7. Осознание приоритета здорового образа жизни, стойкий интерес к познавательной и двигательной активности, устойчивое стремление к регулярным занятиям физическими упражнениями, самоконтроль и личностное развитие (серди учащихся, и их родителей, педагогов).

 

Прогнозируемая модель личности учащегося – это физически, нравственно, духовно здоровый человек, образованный и адаптированный к условиям нестабильного социума.

 

Основные принципы:

    • Демократичность (свобода выбора учащимися внеучебных занятий, планирование работы совместно с педагогами, учащимися, родителями, социальными партнерами);
    • Равенство (нет дискриминации, оскорблений друг друга, боязни неудач);
    • Участие (вовлечение всех участников проекта во все стадии планирования, реализации и оценки своих действий);
    • Целостность (проект направлен на укрепление физического, психологического, социального здоровья);
    • Системность (физическое развитие происходит не хаотично, а по определенной системе);
    • Наглядность;
    • Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности;
    • Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры;
    • Учёт возрастно – половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

Содержание  программы:

 

Программа действий по реализации цели и задач:

  1. Подготовительный этап (2010 – 2011)

Нормативно-правовое обеспечение:

- изучение всех действующих Федеральных, региональных, муниципальных программ по проблеме «Здоровья»;

- разработка локальных актов, необходимых для функционирования программы;

- работа по лицензированию училища.

Медико-психологическое сопровождение:

- разработка медицинских рекомендаций в помощь педагогам по профилактике психоматических заболеваний;

- углубленный медицинский осмотр всех учащихся училища.

Педагогическая поддержка:

- Проведение тематического педагогического совета с целью погружения в проблему;

- Проведение тематического семинара;

- Повышение профессиональной компетенции преподавателей в области реализации здоровьесберегающих технологий.

Материально-технические условия:

- Продолжить работу по эстетическому оформлению училища;

- Обновление спортивного инвентаря.

 

  1. Организационный этап (2011-2012)

Нормативно-правовое обеспечение:

- изучение изменений в федеральном и региональном законодательстве:

- корректировка программы «Здоровье».

Медико-психолого-педагогическое сопровождение:

- проблемно-ориентированный анализ выполнения 1-го этапа реализации программы;

- обеспечение текущего медико-психологического наблюдения за учащимися;

- подбор и изучение специальной литературы;

- выявление учащихся группы риска по социальной дезаптации;

- проведение тренингов для учащихся и педагогов по актуализации знаний о собственном здоровье.

Материально-технические условия:

- Совершенствование оборудования медицинского кабинета;

- Косметические ремонты кабинетов, спортивного зала.

 

3. Практический этап (2012-2013)

Медико-психолого-педагогическое сопровождение:

- обеспечение текущего медико-психологического наблюдения за учащимися;

- диагностика состояния здоровья учащихся;

- осуществление просветительской деятельности учащихся и их родителей, педагогов, направленного на формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни среди учащихся, их родителей и педагогов

- реализация дифференциации и индивидуализации обучения;

- проведение массовых спортивно - оздоровительных мероприятий;

- выпуск общеучилищной газеты «Здоровым быть модно».

 

Обобщающий этап – май-июнь 2013 года.

  1. Анализ работы по программе.
  2. Подведение итогов реализации программы.
  3. Составление рекомендаций по работе в данном направлении исходя из полученных данных.
  4. Обобщение опыта.

 

Заключение:

Данная программа рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:

·        Отработка системы выявления уровня здоровья учащихся училища и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

·        Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;

·        Просвещение педагогов, учащихся, и их родителей в вопросах сохранения здоровья;

·        Углубление мониторинга спортивно-оздоровительной работы в училище;

·        Расширение участников в реализации программы;

·        Профилактическая работа по предупреждению распространения вредных привычек среди учащихся училища.

 

 

 

 

 

...
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей